Принципы консультирования

В работе психолога, при оказании им психологической помощи, существуют некоторые принципы, реализация которых является обязательной.

Традиционными считаются следующие :

1. Безоценочное отношение к клиенту

Оценивая и осуждая, психолог закрывает доступ к пониманию личности и, следовательно, не может найти оптимального способа работы с ним. Личность или поведение клиента не оценивается в терминах «хорошо» или «плохо»; также психолог не обязан «любить» или «не любить» клиента. Главное — не осуждать, не оценивать, а оказывать необходимую психологическую поддержку и проводить необходимую помощь.

2. Анонимность

Никакая информация, данная клиентом психологу не может быть передана без его согласия ни в какие организации и другим лицам, в том числе родственникам или друзьям.

3. Разграничение личных и профессиональных отношений

Тесные дружеские отношения с клиентом могут привести к возникновению «переноса-контрпереноса» — понятие, введенное З.Фрейдом, заключающийся в бессознательном переносе ранее пережитых чувств и отношений, проявлявшихся к одному лицу, совсем на другое лицо. В этом случае консультант уже не может сохранить объективную и отстраненную позицию, необходимую для эффективного разрешения проблем клиента.

4. Компетентность

Компетентность психолога составляет основу его работы. Психолог обязан правильно оценивать уровень своей профессиональной компетентности. Он не должен вселять в клиента надежду на помощь, которую не в силах оказать. Психолог-консультант обязан осознавать, что его профессиональные действия влияют на жизненные решения клиента и могут изменить личный и социальный статус человека.

5. Безопасность

Этот принцип является одним из фундаментальных принципов: в работе практический психолог использует только проверенные экологичные методы, которые безопасны для психики человека.